Самое важное значение для становления Сочи как курорта стало строительство автострады. Идя вдоль побережья, этот район всегда был густо населен и представлял сеть отдельных участков, морских поселков, расширяющихся около устьев рек - Сочи, Бзугу, Мацеста.
Объединялись эти поселки только старым шоссе, идущим от Туапсе до Сухуми, построенным в 1891-1892гг. Шоссе было очень извилистое, уже обветшало и не хватало ширины, но все же служило основной жизненной артерией района.
Проложили новую магистраль в 1934-36 гг. соединив несколько городских улиц. Первоначально он был совсем невелик. После того как построили Светлановский виадук проспект продолжился. Проспект существенно выпрямил и сократил путь между Нижним и Верхним Старым городом в центральной части Сочи.
При строительстве проспекта впервые в Сочи применили асфальтирование, которым руководил французский инженер Пьер Лассер.. По образцу зарубежных автодорог на проспекте стали рисовать белую разделительную линию. Правда, краска оказалась неважного качества.
Изначально, проспект носил имя Сталина. В апреле 1953 года на пересечении проспекта им. Сталина и Пушкинского сквера ведутся работы по строительству памятника Сталину. Великий вождь изображён во весь рост в форме генералиссимуса Советского Союза. Сейчас на этом месте месте стоит памятнику Ленину (напротив Художественного музея).
После развенчания культа личности Сталина проспект получил новое название - Курортный, каким и остается до сих пор.
В начале проспекта можно выделить два знаковых места: Платановую аллею и бывший Мамонтовский спуск, после прокладки проспекта, получивший название Пролетарский подъем.
Платановая аллея была посажена 2 марта 1913 года гимназистами в честь 300-летия царствовании Дома Романовых. Мамонтовский спуск был назван в честь известного мецената и купца Н. Мамонтова. Из относительно старых строений спуска остались бывший ресторан «Каскад», Художественный салон и кафе "Аленка".