Из путеводителя "Сочи и Красная поляна с окрестностями" за 1911 год:
"Краснополянское шоссе по своей красоте стоит в ряду самых красивых дорог на Кавказе. Много туристов приезжает Красную поляну только для того, чтобы посмотреть шоссе, и тем же извозчиком через день возвращаются на побережье ..."
Строительства шоссе началось в 1897 году и шло ценой тяжёлого труда рабочих и колоссальных затрат (1 060 000 рублей). Вместе с русскими здесь работали турки и греки, которые приехали на заработки. Главными орудиями труда были кирка и лом. Еще молот для дробления щебня, тачка, на которой этот щебень развозился и лопата для его распределения. Позже для строительства тоннелей стал применяться динамит, поэтому среди рабочих было большое количество жертв.
Кроме того, очевидцы рассказывали, что многие строители попросту срывались с вертикальных высоких скал прямо в ущелье Мзымты и разбивались. По признанию современников эта дорога была сложным, очень смелым, отчаянным, опасным и, можно сказать, даже авантюрным проектом.
Зачем же понадобилась дорога такой ценой? Дело в том, что Красная Поляна имеет очень благоприятное расположение, здесь всегда мягкий климат, прекрасная дикая природа и уникальные минеральные источники. Поэтому к Красной Поляне проявляли интерес не только русские, но и большое количество иностранцев, прежде всего французы и англичане.
Несмотря на трудности, спустя два года упорного труда путь к «царскому курорту» проложили и в Красную Поляну покатили дилижансы и фаэтоны. Время в пути было около 8 часов. Позже туристов перевозил открытый автобус «Торпеда».
Руководил строительными работами талантливый инженер Константинов. Его портрет, который выкован из меди, можно видеть у дороги на отвесной скале возле тоннеля ущелья Ахцу. Этот тоннель сделан в обход сложнейшего горного участка старой дороги. При въезде в следующий тоннель установлена икона Божией Матери. Любая икона у дороги, по древней Русской традиции, охраняет путников и обеспечивает их безопасность на самых опасных участках пути.
Здесь же на шоссе стоит памятник, запечатлевший трагические события, которые произошли здесь в 1920 году. На этом узком участке 20 красноармейцев в кровопролитном бою ценой жизней остановили отряды белой гвардии, не дали им выйти на море для соединения с частями Врангеля.
Сегодня трасса – это ультрасовременная автомобильная и железная дороги. Дорога пролегает по долине реки Мзымта. Здесь расположено знаменитое форелевое хозяйство, состоящее из 111 бассейнов и прудов, которые можно видеть с трассы.
Если следовать дальше по трассе, то за первым тоннелем есть места, где можно отдохнуть или устроить пикник. Здесь же находится отправная точка начала сплава на рафтах.
Едем дальше, с правой стороны со смотровой площадки можно полюбоваться ущельем Ах-Цу и бурлящей внизу своенравной Мзымтой. После этого через несколько тоннелей можно попасть в Медвежий угол – место, известное своими минеральными источниками Чвижепсе, а также доехать к водопаду Девичьи слёзы.
Путеводитель 1911 года гласил "Дорога на Красную поляну проходит в местности настолько живописной, что стоит остановить всех наиболее красивых ее пунктах".
Предлагаем последовать совету автора и в следующий раз совершить путешествие по прошлому и настоящему Краснополянских районов: Молдовке, Высокому, селу Ахштырь, Ахцу, Медовеевке и др.?